Молодой ученый из Самарского университета имени Королева создал перспективную технологию для обнаружения воды в авиатопливе, что может снизить риски авиакатастроф, связанных с образованием льда в топливе во время полета, информирует пресс-служба университета.
Разработанный аппарат будет устанавливаться на авиационные топливозаправщики, как подвижные, так и наземные. Он будет функционировать по принципу системы лазерной сигнализации: внутри топливопровода лазером будет производиться просветление топлива, что позволит обнаружить даже небольшое количество воды. Как только датчик обнаружит влагу, он активирует сигнализацию.
Предполагается, что проект будет завершен в течение двух лет. В настоящее время проводятся исследования и создается экспериментальный образец устройства. По завершении разработки, планируется подать заявку на патент. Согласно предварительным данным, разработанный датчик обладает высокой чувствительностью и способностью обнаруживать наличие воды в концентрации одной массовой доли на миллион. Это позволяет обнаружить крошечные количества влаги в большом объеме топлива. Быстродействие прибора составит доли секунды, что позволит оперативно прервать подачу топлива в случае обнаружения воды.
Андрей Пономарев, студент-разработчик, подчеркнул, что данная система способствует предотвращению возможных авиационных ЧП, связанных с образованием льда в топливе во время полета.
«Важно тщательно контролировать наличие воды в топливе в аэропортах при заправке авиатехники. Влага может попадать в топливо из атмосферы, а также с внутренних поверхностей топливных резервуаров. В холодные периоды лета, когда температура ниже нуля, влага может привести к образованию льда в топливе, что создает риск для системы топливоподачи. Это может повлечь за собой проблемы с двигателями и даже привести к катастрофе», — объяснил Пономарев.
Важно отметить, что в России на данный момент не существует аналогичных датчиков, а зарубежные оптические датчики стоят около 20 тысяч евро. По словам Пономарева, предполагается, что российская система будет значительно более доступной, так как все ее компоненты будут созданы внутри страны.